Что означают звезды?

 

Несмотря на настойчивые призывы Всемирной туристической организацией (WTO) объединиться, знаки отличия гостиниц продолжают сосуществовать в мире совершенно автономно. В настоящее время различных систем классификации отелей всего около тридцати, каждая со своей системой обозначений и критериев: шведские «ключи», британские «короны», индийские «баллы» и, наконец, «звезды».

Классификации отелей по разрядам в разных странах

ФРАНЦИЯ

Принятая система

Условное соответствие «звездам»

****+ (Grand Deluxe)

5

****

4

***+

более дорогой подвид 3

***

3

**

2

*

1

без звезд

только постель и завтрак

ГРЕЦИЯ, ЧЕРНОГОРИЯ

Принятая система

Условное соответствие «звездам»

Deluxe

5

A

4

B

3

C

2

КИТАЙ

Принятая система

Условное соответствие «звездам»

«Винные дома» или «Туристические гостиницы»

4-5

«Дома для гостей»

2-3

МАЛЬДИВСКИЕ ОСТРОВА

Принятая система

Условное соответствие «звездам»

Deluxe

5

Superior

4

Standart

3

США, ИЗРАИЛЬ

Принятая система

Условное соответствие «звездам»

S.Dlx. (Super Deluxe)

5+

Dlx. (Deluxe)

5

S.F.C. (Superior First Class)

4+

F.C. (First Class)

4

S.T.C.(Superior Tourist Class)

3+

T.C. (Tourist Class)

3

Suite hotel, Guest house

 

В ряде стран существует альтернативная классификация гостиниц. Например, в Турции существует система клубных отелей (Holliday Village), которые делятся на:

HV1: Отель клубной системы первой категории с размещением в коттеджах. Примерно соответствует 3-4-х звёздочному. Отличаются хорошей анимацией, большой озеленённой территорией, но номера небольшие.

HV2: Клубный отель более низкой 2-ой категории.

Отели различаются по расположению относительно моря:

1-ая береговая линия - это отели, расположенные непосредственно на берегу моря

2-ая береговая линия - это отели, между территорией и пляжем которых находится дорога или променад

Международные критерии

Существует ряд международных критериев, по которым сертификационные органы оценивают уровень отеля. Прежде всего, это степень предлагаемого комфорта и разнообразие предоставляемых услуг. Затем - размеры помещений и сервисные возможности: наличие ресторана и бара, сауны и бассейна, охраняемой автостоянки и службы заказа такси, международного телефона и камеры хранения.

Во многих гостиницах допускают весьма вольную трактовку требуемого в соответствии с категорией «звездности» набора услуг. Мы приводим данную классификацию исключительно в качестве ориентира.

ОТЕЛИ КАТЕГОРИИ 1*

Предполагает минимальный комфорт. Расположены в ничем не примечательных местах. Как правило, отели такого класса очень небольшие - до 10 номеров. Питание не предусматривается, но иногда за отдельную плату можно получить скромный завтрак. Удобства могут быть и на этаже. Вход после часа ночи чаще всего запрещен.

Стандартный двухместный номер должен быть приблизительно 8-10 кв.м. В номере - шкаф или вешалка, стулья, умывальник, зеркало, по два полотенца на каждого постояльца. Ежедневная уборка, смена белья должна происходить каждые 7-8 дней, полотенец - каждые 3-4 дня. Не менее двух ванных на этаж и один туалет не более чем на пять комнат.

ОТЕЛИ КАТЕГОРИИ 2*

Туристический класс, обычно предлагается туристам на недорогих экскурсионных маршрутах. По европейским и американским стандартам, в номере должны быть санузел и телевизор, но за пульт от телевизора, возможно, придется заплатить. Ограничений на вход в отель в ночное время нет. Завтрак континентальный. Иногда ресторан находится в холле одного из этажей.

Всё то же самое, что в гостиницах 1*, только смена белья производится каждые 6 дней. Туалет и ванная комната обычно находятся в номере. В гостинице также должны находиться ресторан или кафе, а также предлагаться варианты питания.

ОТЕЛИ КАТЕГОРИИ 3*

Самая распространенная разновидность отелей. Удобства в номере, в ванной комнате найдутся маленький кусочек мыла и шампунь, иногда предусмотрен фен. Имеются телефон и телевизор, часто - мини-бар, кондиционер. Есть такая закономерность: чем лучше местоположение гостиницы, тем скуднее набор ее услуг, ниже уровень комфорта.

Начиная с категории 3* и выше в каждом номере обязательно должны быть туалет и ванная комната, туалетный столик, подставка для багажа, радио и т.д. Номера большей части трехзвездочных отелей, за исключением самых дешевых, имеют телевизор, кондиционер. Полы в них, как правило, выложены плиткой. Смена постельного белья происходит 2 раза в неделю. Полотенца меняют ежедневно. Из парфюмерных принадлежностей Вам предложат только мыло. В некоторых отелях можно взять напрокат утюг. На территории гостиницы может располагаться: охраняемая автостоянка, бассейн (в курортных отелях) ресторан, парикмахерская, бизнес-центр, обмен валют. Персонал гостиницы одет в форменную одежду, имеющую разделение по службам. Комнаты от 10- 12 кв.м.

Американские З* близки к четырем в Европе. А в Азии наличие мини-баров, холодильников и телевизоров в трёхзвёздочных гостиницах обязательным не является, так что чаще всего вы их в номере не обнаружите.

ОТЕЛИ КАТЕГОРИИ 4*

Присваиваются за высокий уровень сервиса. Отели этого класса рассчитаны на людей со средним по европейским меркам достатком. Категория предусматривает удачное месторасположение: в центре города или на первой линии пляжа.

Всё, что в гостиницах 3*, плюс, как правило, мини-бар, индивидуальный кондиционер, телефон, сейф, фен, шампунь, гель для ванной в каждом номере (выдаются обычно в день заезда). Ежедневная смена постельного белья и полотенец. Предоставляются такие услуги как стирка, глажение, и чистка одежды (при этом минимальное время заказа - сутки). Прайс лист можно узнать на reception. В номер подается меню завтрака. На территории гостиницы находятся: салон красоты, спортивно-оздоровительный центр, аренда автомобилей, ТВ - салон, музыкальный салон, игровой и конференц-залы, ресторан, сауна, плавательный бассейн, и т.п. Площадь комнат, как правило, не менее 13 кв.м.

В идеале обязательны: охраняемая автостоянка, бесплатные тренажерные залы, корты и бассейны, отельные шоу, дискотеки. В номере: укомплектованный биде и феном санузел, кондиционер, цветной телевизор с дистанционным управлением, холодильник, мини-бар, кондиционер, мини-сейф, обязательно телефон с выходом на межгород. По стандарту в 4-звездочных отелях до 10% номеров могут быть трехместными.

Частенько отели класса 4* располагают номерами улучшенной планировки: студио, сьюты и т. п. Некоторые гостиницы ничем не отличаются от соседних пятизвездочных, но сами присваивают себе более низкую категорию, чтобы сократить налоговые издержки.

В отелях 4* - 5* предполагается наличие сьютов (апартаментов), нескольких лифтов, всевозможных дополнительных услуг типа прачечной, химчистки, подачи завтрака и позднего ужина в номер, обмена валюты, вызова такси, продажи газет, сувениров и так далее.

ОТЕЛИ КАТЕГОРИИ 5*

То же, что и в гостиницах 4*, но на более качественном уровне. А также иногда второй санузел в номере и телефонный аппарат в ванной комнате. Номера не менее 16 кв.м.

Пятизвездочные отели, полностью соответствующие стандарту, напоминают самодостаточный городок с необходимой инфраструктурой: несколько баров и ресторанов (с европейской и национальной кухней), ночной клуб, магазины, парикмахерские и косметические кабинеты, прачечные, фитнес-залы и бизнес-центры, бассейны. Номера - от одноместных с одной кроватью до многокомнатных апартаментов. Для деловых людей есть executive-suites - с многоканальной телефонной связью, компьютером, факсом и комнатой для переговоров. В номере есть все: кондиционер, мини-бар, телефон, цветной телевизор и т. д. Большая ванная комната оснащена биде, большой лежачей ванной, часто - джакузи и отдельной душевой кабиной. Клиенту предлагается широкий арсенал косметических средств, а также банные халаты и комнатные тапочки.

Дополнительные факторы, влияющих на «звездность» отеля

Одним из важнейших факторов, влияющих на «звездность» отеля, является его месторасположение. Считается, что для экскурсионных маршрутов лучше, если гостиница находится в центре города или около станции метро. Причем для Европы характерно следующее соответствие: чем ближе к достопримечательностям, тем выше стоимостная категория отеля. А вот на уровень «звездности» курортных гостиниц влияют совершенно иные факторы: стоит ли отель на первой линии пляжа или в отдалении, имеется ли у него собственный пляж, предусмотрены ли бесплатные лежаки и зонтики. В арабских странах пляжными бывают и трехзвездочные гостиницы, а на дорогих европейских курортах собственные участки у моря по карману в основном 4-5-звездочным оазисам комфорта.

Квалификация персонала также играет не последнюю роль при определении статуса отеля: по международным требованиям, в гостиницах с одной или двумя «звездами» персоналу на ресепшн необходимо знать один иностранный язык, в 4-5-звездочной гостинице потребуется владение минимум четырьмя языками.

Часто уровень отеля определяется фактом его принадлежности к престижным гостиничным сетям. В этом случае высочайшая категория им присваивается априори. Для некоторых отелей, например, типично расположение в живописных пригородах, что не всегда удобно путешественникам, прибывшим с туристическими целями, но категория этих гостиниц никогда не бывает ниже 4*: уединение и спокойствие считаются конъюнктурным преимуществом.

На самом деле во многих гостиницах допускают весьма вольную трактовку требуемого в соответствии с категорией «звездности» набора услуг. Совсем не заботятся о своем имидже британские, французские и швейцарские хотельеры - они чаще других европейцев забывают о своих обязательствах перед клиентами и не докладывают им положенного по закону сервиса, при этом, не скрывая от постояльцев: «Нам нет резона вкладывать деньги в реконструкцию, закупку полотенец и тапочек и т. д.: гостей в любой сезон хоть отбавляй». Понятно, что при этом цены на свои услуги они устанавливают по самой высокой планке. Более милосердны держатели отелей в Восточной Европе. У них тарифы на порядок ниже. Не слишком высоки они и в Греции, Испании, Норвегии, Финляндии. Например, американские трёхзвёздочные гостиницы близки к четырёхзвёздочным в Европе, а в азиатских отелях, напротив, можно даже не найти холодильника и телевизора. Закономерности здесь не срабатывают. Говорят, все определяет конъюнктура спроса. Поэтому не надо удивляться, если стоимость ночевки окажется одинаковой в гостиницах разных категорий, или наоборот - ценовые предложения будут сильно отличаться даже в рамках одного класса.

Согласно представлениям Всемирной туристической организации (WTO), гостиница любой категории должна отвечать требованиям безопасности и гигиены, обеспечивать круглосуточный сервис, неотложную медицинскую помощь, сохранность ценностей, стирку постельного белья, почтовые услуги.